Бесплатная консультация юриста в Москве

ВС поставил вопрос об общем собрании при одобрении сделки с заинтересованностью

Один из участников общества "Цеомакс" единолично принял решение об одобрении сделок с заинтересованностью без созыва общего собрания на том основании, что второй участник – компания "Алсико" – сама была заинтересована в заключении спорных договоров, а значит, в голосовании в любом случае участвовать бы не смогла. Корпоративный конфликт дошел до суда, и единой позиции у служителей Фемиды по этому поводу не сложилось. Первая инстанция сочла, что собрание не требовалось. А вот апелляция и кассация пришли к обратному выводу. Спор дошел до экономколлегииВС, которая в итоге завернула дело на второй круг.

6 сентября 2012 года ООО "Цеомакс" заключило с Валерием Багдасаровым и его дочерью Сабиной Даниелян несколько договоров купли-продажи, согласно которым продало последним 100-процентные пакеты акций ОАО "Промцеолит" и ОАО "Мелор". Так, Даниелян получила 100 % "Мелора" за 505 000 руб., 75 % "Промцеолита" за 980 000 руб., а Багдасаров – 25 % "Промцеолита" за 330 000 руб.

На момент заключения договоров участниками "Цеомакс" были ЗАО Промышленная группа "Алсико" и ТиАйДжи Минерал Риососиз Кампени Лтд., владевшие 51 % и 49 % его уставного капитала соответственно. При этом одобрила эти сделки единолично только "ТиАйДжи" (решением от 22 августа 2012-го). "Алсико" же своего согласия на заключение договоров не давала и в итоге пошла оспаривать их в Арбитражный суд г.Москвы (дело № А40-107554/2013).

В обоснование своего иска промышленная группа ссылалась на то, что на момент совершения сделок Багдасаров являлся членом совета директоров "Цеомакса" – то есть был заинтересован в заключении договоров. А значит, как указывала компания, договоры должно было одобрить общее собрание участников или совет директоров "Цеомакса" в соответствии со ст. 45 ФЗ об "ООО" (как сделки с заинтересованностью), однако этого сделано не было. По мнению "Алсико", договоры были заключены "при злоупотреблении правом" и направлены на "вывод активов компании по явно заниженной стоимости".

В свою очередь ответчик "Цеомакс" апеллировал к тому, что на дату заключения договоров Багдасаров (согласно выпискам из ЕГРЮЛ) был акционером и председателем совета директоров еще и самой промышленной группы (владел 49 % акций). И таким образом, по мнению общества, "Алсико" также была заинтересована в заключении спорных сделок и в любом случае не могла бы голосовать по вопросу об их одобрении. Согласие же на совершение сделок требовалось только от компании "ТиАйДжи", доказывал в суде "Цеомакс", – как от "единственного не заинтересованного в их совершении" участника "Цеомакса". Оно-то и было получено, а значит, никаких нарушений допущено не было, настаивало общество.

В результате судья Елена Золотова в требованиях "Алсико" полностью отказала, поддержав все доводы ее оппонента – "Цеомакса". Она согласилась с последним в том, что закон "Об ООО" нарушен не был, "поскольку сделки одобрены решением единственного незаинтересованного участника – "ТиАйДжи". "Созыв и проведение общего собрания участников "Цеомакса" с извещением всех участников, в том числе и "Алсико", которое как заинтересованное лицо не могло участвовать в принятии решения об одобрении сделок с заинтересованностью, не требовалось", – подытожила Золотова.

Однако решение АСГМ не устояло в 9-м арбитражном апелляционном суде. Коллегия в составе Василь Гарипова, Алана Елоева и Олега Смирнова его отменила, а требования "Алсико" полностью удовлетворила. Судьи апелляции пришли к выводу, что провести собрание "Цеомакс" все-таки должен был – даже с учетом того, что "Алсико" в принципе не могло участвовать в голосовании. "Закон в любом случае установил единый и общий порядок созыва и проведения общего собрания участников, связанного с одобрением сделок с заинтересованностью, даже если очевидно, что хотя бы один из участников является заинтересованным лицом, – говорится в постановлении 9-го ААС. – Поэтому вывод о том, что общество вправе было нарушить установленный порядок и не проводить общее собрание, неправомерен". По мнению коллегии, в результате этого были нарушены права промышленной группы на получение информации о деятельности общества, на внесение предложений относительно более выгодных условий продажи акций другим лицам ("с учетом доводов истца об умышленном занижении стоимости акций"), а также на своевременное оспаривание решения общего собрания. "Нарушение обществом ["Цеомаксом"] требований закона по одобрению спорных сделок как сделок с заинтересованностью и их одобрение в своих интересах компанией "ТиАйДжи", имевшей цель стать владельцем спорных акций, нельзя признать добросовестными", – резюмировали судьи.

Кассационная коллегия АС Московского округа (Анатолий Стрельников, Елена Зверева и Владимир Кобылянский) постановление 9-го ААС оставила в силе.Тогда "Цеомакс" обратился с жалобой в Верховный суд, и судья Иван Разумов решил передать дело на рассмотрение экономической коллегии ВС.

"Считаем, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, – начала свое выступление в ВС 1 июня, представитель "Цеомакса" Наталья Невструева. – В момент заключения спорных договоров Багдасаров был председателем совета директоров промышленной группы "Алсико", а значит, последняя была заинтересованным лицом". По ее словам, "Алсико" не имела "в материальном смысле" права на иск, так как даже если бы она и принимала участие в собрании по вопросу об одобрении договоров купли-продажи, ее участие никак не могло повлиять на результаты голосования. Кроме того, указывала Невструева, апелляционный суд в своем решении необоснованно сослался на доводы "Цеомакса" о занижении рыночной стоимости акций. "Эти обстоятельства вообще не изучались и оценка им не давалась!", – сетовала она.

Ее оппонент – представитель "Алсико" Наталья Озеранская – настаивала на обратном – "в материальном смысле" право на иск у промышленной группы было. По ее словам, "Алсико" на момент заключения сделок заинтересованным лицом не была, а значит, могла бы "существенно повлиять" на исход голосования. В обоснование этого Озеранская сослалась на выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг, согласно которым Багдасаров ни акционером, ни членом совета директоров "Алсико" вообще не был. "Да, в штатном расписании "Алсико" была предусмотрена штатная должность председателя совета директоров, которую занимал Багдасаров, но это должность отлична от должности председателя совета директоров в понимании корпоративного права РФ и закона "Об ООО", – рассказывала юрист. – Нельзя избрать председателем совета директоров лицо, которое при этом не входит в его состав".

"Я так понимаю, суд первой инстанции по сути вообще не устанавливал эти обстоятельства [был ли Багдасаров акционером "Алсико", – отметил председательствующий судья Разумов, и коллегия удалилась в совещательную комнату. Спустя 10 минут тройка ВС решила акты нижестоящих инстанций отменить, а дело направить на новое рассмотрение. Похоже, что теперь первой инстанции придется заняться персоной Багдасарова – какую роль он играл в компаниях.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы