Бесплатная консультация юриста в Москве

"Самое дорогое для нас – дешевое правосудие"

В Госдуме продолжается работа над концепцией "единого" Гражданского процессуального кодекса, который должен прийти на смену нынешним ГПК и АПК. Единоросс, глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников рассказал о поступающих предложениях и идеях разработчиков.

– На каком этапе сейчас находится разработка документа?

– На этой неделе мы разошлем концепцию [проект утвержден 8 декабря. – "Право.Ru"] в Верховный суд, администрацию президента, правительство, председателям палат и ведущим юридическим вузам, где процессуальная школа достаточно сильная. Многие из них были представлены в рабочей группе, которая была создана в июне – начале июля 2014 года и объединила лучших юристов-процессуалистов, но тем не менее пусть еще раз посмотрят.

На сегодняшний день поступило около ста предложений различного характера. Есть такие: "Концепцию поддерживаем – принимайте быстрее". А есть, например, предложение соединить Арбитражный процессуальный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы. Это ультрапредложение в духе течения 1960-х годов, когда процессуалисты предлагали объединить ГПК и УПК. Мы его не готовы принять. Я считаю, что должно быть два процессуальных кодекса. Это идеальный вариант: УПК и ГПК.

Однако на сегодняшний день в Госдуме есть президентский проект Кодекса об административном судопроизводстве, он уже в достаточно большой степени готовности – одобрен думским комитетом по госстроительству ко второму чтению. Если он будет принят и заработает, то мы, конечно, будем смотреть практику, и не исключено, что возникнет необходимость объединить его с единым ГПК, поскольку общие положения идентичны. С точки зрения процессуального права и арбитражный, и административный – это все гражданский процесс. Но повторюсь, это дело будущего.

Есть, конечно, много вопросов по поводу двойной кассации, которая появилась в арбитражном процессе. В концепции мы предлагаем, чтобы не все дела автоматом могли попадать во вторую кассацию. Сейчас по экономическим спорам ситуация такая, что теоретически сто процентов дел могут попадать в обе кассации. Понятно, что, если решение не основано на законе, надо добиваться правды. Но правовая определенность должна быть у всех. Мы предлагаем установить критерии приемлемости, чтобы даже теоретически 100-процентное попадание было невозможным. Раз уж это такая, еще одна дополнительная инстанция, то все-таки должен быть какой-то отбор. Есть практика, в том числе международная… Знаете, в Европейском суде есть такой термин как "критерии приемлемости"?

– Какие это могут быть критерии?

– Сейчас мы думаем, какие. Есть различные предложения. Этот вопрос появился впервые в правовой истории России, поэтому это нужно все проанализировать. Напомню, что я даже в изданном варианте концепции попросил на обложку вынести такие слова: "Утверждение комитетом не означает, что концепция превратилась в некий монолит. Наоборот, это промежуточный итог, который позволяет, если хотите, призывает к дальнейшему обсуждению". Поэтому, если у ваших читателей есть предложения, то мы в комитете их ждем. Это могут быть как предложения, так и проекты конкретных статей.

– А какие замечания уже есть?

– Например, об установлении персональной ответственности судей за нарушения требований ГПК, которые противоречат практике Европейского суда. Но если в ГПК написано одно, а у ЕСПЧ другие подходы, то как может судья в данном случае отвечать? Скорее, государство должно.

Предлагают ввести суд присяжных в гражданский процесс, как, например, в Америке. Но у нас есть горячие головы, которые хотели бы этот институт и в уголовном процессе или свести к минимуму, или ликвидировать. Сейчас обсуждается возможность его расширения.

Есть предложение каждые три года проводить ротацию судей, чтобы они не засиживались на работе в одном суде. И такой вопрос мне кажется уместным. Но, естественно, не раз в три года, а, может быть, максимум раз в 12 лет. Но это лишь мои рассуждения, в концепции этого нет.

– Планируется ли уходить от ситуации, когда в одном суде сразу несколько инстанций, например, в ВС – четыре?

– Это четыре инстанции, но они все разные. Дела-то разные. И здесь, я думаю, нам в ближайшее время от этого не уйти. Я уже сказал, что по кассации мы для начала установим критерий приемлемости, посмотрим и, может, лет через десять сделаем что-то другое. Но ломать все не нужно. Я вообще противник революций.
Другое дело, что в концепции есть положение о том, что если заявление подано в суд общей юрисдикции, а юрисдикция арбитражная, то судам надо передавать само дело, а не гонять людей. Это, на мой взгляд, здравая достаточно мысль, и мы ее попытаемся прописать.

– Юристы неоднозначно оценивают идею концепции о том, чтобы победившей стороне расходы возмещались в полном объеме. Есть те, кто идею поддерживает абсолютно, а некоторые полагают, что норма может превратиться в карательную меру, дополнительное наказание. Останется ли идея в предложенном варианте или будет скорректирована?

– Пока у нас записано про возмещение 100 % расходов, но дальше посмотрим. Мое личное мнение такое: процесс – дело достаточно дорогостоящее, и если позиция у стороны изначально проигрышная и, тем не менее, она настаивает на ней, то, думаю, нужно основную часть выигравшей стороне возмещать.

– Но не всегда ясно, какая позиция выигрышна. Да и услуги представительства в арбитражных судах порой исчисляются десятками миллионов, по факту есть еще гонорар успеха…

– Но все-таки основную часть должны возмещать.

– Еще предлагается компенсировать и досудебные расходы, связанные с последовавшим судебным спором. Складывается тенденция к тому, что во многих случаях будет обязательно досудебное урегулирование?

– Мы считаем, что есть огромное количество вопросов, которые не требуют судебного решения. Не дело, когда федеральный орган исполнительной власти, допустим, в лице регионального подразделения отправляет недовольных в суд, мотивируя это тем, что ничего сделать не может. Например, это касается споров с налоговой службой из-за небольшой недоимки. Зачем дорогостоящую судебную машину запускать?

Поэтому здесь надо давать возможность до суда урегулировать конфликт. В Советском Союзе огромное количество споров разрешалось в административном порядке, практически 90 % жилищных, например, решались исполкомом. Да, был административный произвол, но я не могу сказать, что его сейчас меньше или больше, – это другой вопрос. Но тогда мы уходили от него и сознательно везде писали, что споры разбирает суд. Сейчас нам нужно выбрать какую-то середину, золотую не золотую, но так, чтобы по разным спорам все-таки досудебное урегулирование было.

– В проекте концепции отражена идея уже ликвидированного Высшего арбитражного суда о судебных примирителях, которые смогут помочь участникам процесса в поиске путей выхода из конфликта…

– Предусмотрена и медиация, и судебные примирители. Это надо развивать. У нас, к сожалению, ни третейское судопроизводство, ни медиация сильно не развиваются… Точнее, развиваются, но не так быстро, как мы хотели. Иногда мне приписывают, что я будто говорил, что до 40 % дел будет рассматриваться с помощью медиации. Это нет так. Я говорил, что мы должны дать максимум инструментария внесудебного производства. Я уверен, что медиация перспективна, все-таки динамика положительная.

В концепции указано, что судебными примирителями смогут быть судьи в отставке и помощники судей, не принимающие участия в рассмотрении дела. Сейчас они не вправе оказывать подобные услуги, как и нотариусы, к сожалению. Думаю, это тоже неправильно, и нотариусы тоже должны участвовать во внесудебном разрешении споров.

– Разработчики концепции приняли идею ВС о переходе к аудиопротоколам взамен письменных. В октябре ваш комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект сенатора Антона Белякова о введении обязательного аудиопротоколирования не только в арбитражных судах, но и в судах общей юрисдикции. Какие у него перспективы?

– Пока он не прошел первое чтение. У нас есть Минфин, и там вообще при любой копейке, если ее требуется выделить на что-то, начинают возбуждаться. Их понять можно, особенно сейчас. Они, конечно, тоже являются жертвами кризиса, но тем не менее я всегда говорю: самое дорогое для нас – дешевое правосудие. Поэтому, думаю, им надо стараться иногда отрываться от бухгалтерской психологии и немножко шире смотреть на мир, страну, общество и просчитывать последовательность принимаемых решений. Но это сложно, особенно когда все валится и думать некогда. В Минфине за все хватаются и делают иногда еще больше глупостей.

– Как видят авторы концепции развитие аудиопротокола в целом? Замечания и предложения поступают?

– По этому поводу предложений практически нет. Нам этот законопроект бы провести, и мы бы тогда с легким сердцем уже и в концепции, и в тексте ГПК это отразили.

– Насколько, с вашей точки зрения, реализуема идея из концепции о том, чтобы возложить на спорщиков в судах общей юрисдикции обязанность направлять участникам разбирательства копии исковых заявлений, иные документы и доказательств?

– Пока не очень понимаю. Внутри рабочей группы неоднозначное мнение. В разных странах это есть. Правда, в этих странах и приставы частные, которые получают деньги за доставку.

– Верны слухи о том, что Суд по интеллектуальным правам планируется упразднить?

– Точка зрения разработчиков концепции в том, что этот суд должен быть. На мой взгляд, создание такого суда – это огромный прорыв, потому что у нас по интеллектуальной собственности – это, конечно, совершенно отдельная песня в цивилистике. Очень многие подходы, которые есть по имущественным правам, они просто неприменимы к интеллектуалке. Плюс, наверное, это такой институт, который развивается быстрее всего, следуя за прогрессом в самих интеллектуальных правах. У нас огромное количество новых международных актов, мы меняем законодательство в этой сфере достаточно часто не потому, что оно плохое, а потому, что надо успевать за развитием. Поэтому специализированный суд в данном случае – это огромное благо. Там как раз люди, которые в этом разбираются, и работы у них будет все больше и больше.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы