Бесплатная консультация юриста в Москве

На юрфоруме обсудили кризис профессионального образования

На конференции, посвященной высшему юридическому образованию, оказалось, что даже на юридических факультетах ведущих вузов страны студенты не особенно стремятся к знаниям. Гости форума обсудили, что же с ними делать – заставлять или стимулировать. Участники дискуссии разошлись во мнениях о соотношении теоретической и практической составляющей образования, зато были единодушны в том, что разделение на бакалавриат и магистратуру по меньшей мере бесполезно. А на то, как поднять уровень обучения, у каждого было свое мнение.

Вчера в рамках Петербургского международного юридического форума прошла конференция на тему "Юридическое образование: альтернативный взгляд". Все чаще слышны мнения о том, что оно находится в глубоком кризисе. Своими мнениями об этом поделились преподаватели и практики права.

Как считает Андрей Донцов, партнер White & Case LLC и преподаватель спецкурсов в МГУ и МГИМО, будущий юрист должен уметь воспринимать и анализировать информацию, чувствуя при этом ее контекст. Донцов отметил, что в этом студенты показывают неплохие результаты, однако на практические вопросы не могут ответить даже отличники и хорошисты. Они их не интересуют, потому что на сессии это не спрашивают. Поэтому, считает докладчик, нужно пересмотреть список вопросов к экзамену с точки зрения их практической пользы: например, знание билета "Сроки в гражданском праве" студенту вряд ли в дальнейшем пригодится. Полезны и деловые игры с разбором судебных дел, но группы должны быть небольшие, иначе потеряется эффект.

По мнению Донцова, преподаватели должны быть требовательнее к студентам. Он приводит в пример негласное правило в Америке, согласно которому высший балл получают не больше 10–15 % учащихся. "Я говорю студентам, что, если они хотят развиваться в корпоративном праве, им нужно прочитать три самых важных кейса за последние пять лет, – рассказывал Донцов. – И как вы думаете, сколько человек из потока это делает? Два-три, а остальных нужно заставлять".

Артем Карапетов, директор института "М-Логос", рассказал, какие юристы приходят к нему на повышение квалификации. Он оценил их средний уровень как "ужасающий": некоторые практикующие специалисты не знают, что надо сначала посмотреть решения высших судов, прежде чем ответить на рабочий вопрос. Карапетов признался: "Наш бизнес строится на том, что мы рассказываем о постановлениях ВС и ВАС, а они записывают". 

Вопрос деления на бакалавриат и магистратуру вторичный, считает директор "М-Логос". Не поможет и госрегулирование системы. Причина плачевного состояния высшего образования, по мнению Карапетова, кроется в нарушении баланса спроса и предложения на рынке. Идеально, когда студенты заинтересованы в качественном образовании, а вузы за них конкурируют. Но в России этот механизм не работает, потому что люди идут в институт не за знаниями, а за дипломом, объясняет Карапетов. Поток студентов не зависит от качества образования, поэтому "вузы расслаблены, а преподаватели часто ленятся". Карапетов считает, что подстегнуть преподавателей мог бы рейтинг, составленный учениками, как это происходит в институте "М-Логос". Если студенты оценивают курс как неинтересный, то с преподавателем проводят совещание или даже увольняют. Правда, в сфере высшего образования эта система вряд ли работала бы, потому что опять-таки студенты в основном не заинтересованы в качественном образовании. Получается замкнутый круг.

Нет среди институтов и конкуренции за хороших преподавателей, сетует Карапетов, а молодежь не торопится идти в профессию, где ее ждут маленькие оклады. Гораздо привлекательнее для выпускников выглядит карьера в ведущей юрфирме, где через несколько лет можно "дорасти" до солидной зарплаты.

Из этого правила есть исключения, но они объясняются лишь энтузиазмом отдельных руководителей факультетов и кафедр. Карапетов советует им обратить внимание на формирование преподавательского состава: в нем должны быть и теоретики, которые публикуются и создают имя вузу, и практики, известные своими достижениями на основной работе, и просто хорошие, талантливые преподаватели.

Татьяна Андреева, бывший заместитель председателя ВАС, процитировала афоризм: "Студент – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". Она призвала не преуменьшать важность теоретических знаний, потому что их дает только высшее образование и пробелы потом ничем не восполнить. Андреева считает, что надо не заставлять студентов, а стимулировать и требовать выполнения заданий.

Олег Скворцов, советник DLA Piper и профессор СПбГУ, поведал о том, что сейчас идет противоборство бюрократии и профессорского состава, в котором побеждает бюрократия. Он считает, что главная задача в образовании сейчас – найти баланс между сторонами и оградить преподавателей от воздействия чиновников.

Антон Селивановский из Высшей школы экономики начал свой доклад с темы прикладного бакалавриата. Он полагает, что перераспределять время, отведенное на теорию и практику, – это бесплодная инициатива. "Заниматься ерундой можно бесконечное количество часов", – сердито прокомментировал он.

Селивановский присоединился к мнению большинства собравшихся о бесполезности (и даже вредности) "болонского" разделения высшего образования. Лишнее подтверждение этому – поправки в закон "О статусе судей", разрешающие претендовать на эту должность лишь специалистам и магистрам. Селивановский обратил внимание на другое: сейчас человек может получить диплом бакалавра неправовой специальности, а после этого окончить юридическую магистратуру, и он будет формально подходить под требование закона. "А вы хотите столкнуться с таким судьей?" – задает Селивановский риторический вопрос.

Преподаватель считает, что набор предметов для младшекурсника должен иметь практическую направленность, а теорию стоит давать позже, чтобы он воспринял ее более осмысленно. "В 16–17 лет нельзя человека травмировать теорией!" – считает Селивановский. А из аспирантуры, по его выражению, "смысл утек полностью": при большом количестве обязанностей нужно еще и писать диссертацию, что при серьезном подходе отнимает очень много сил и времени.

Андрей Егоров из Исследовательского центра частного права при Президенте поддержал точку зрения Андреевой о том, что теоретическое образование важнее практического и перекос в вузах в пользу первого – это не так уж и плохо, как говорят некоторые критики. "Все рабочие вопросы позволяет решать теория", – уверен Егоров. А затем он вдруг спросил, есть ли в зале кто-нибудь из Министерства образования. Руку не поднял никто. "Так чиновники показывают свой интерес к происходящему", – саркастически прокомментировал Егоров.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы