Бесплатная консультация юриста в Москве

"Нельзя законом изменить общество": эксперты обсудили новеллы в сделках с заинтересованностью

На круглом столе ИЦЧП "Крупные сделки и сделки с заинтересованностью: двадцать лет спустя" эксперты обсудили изменения одноименного института, которые вступят в силу уже с 1 января 2017 года. Юристы говорили о том, как поправки отразятся на деловом обороте, почему от них выиграет крупный бизнес, а средний и мелкий, наоборот, может оказаться под ударом.

С 1 января 2017 года вступят в силу поправки, которые направлены на усовершенствование институтов крупных сделок и сделок с заинтересованностью в АО, а также ООО (ФЗ от 3 июля 2016 года № 343-ФЗ "О внесении именений в ФЗ "ОБ АО" и ФЗ "Об ООО" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность") конкретные изменения см. в конце статьи.

Эксперты ИЦЧП собрались в здании Арбитражного суда Москвы, чтобы обсудить предстоящие законодательные изменения. Андрей Егоров, первый заместитель председателя совета ИЦЧП при Президенте РФ, сделал краткий экскурс в историю развития института крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Он рассказал, как постепенно ВАС, по сути, переложил бремя доказывания с ответчика на истца в спорах о недействительности сделок с заинтересованностью (прим. ред.  речь идет о постановлении Пленума ВАС от 16 мая 2014 года № 28  "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью").

А потом в стенах АСГМ разыгрался спор между сторонником изменени Александром Кузнецовым, к. ю. н., доцентом РШЧП, и их противником Олегом Зайцевым, к. ю. н., доцентом РШЧП. Последний сразу заявил, что у него отношение к поправкам неоднозначное: "Российское корпоративное право работает очень плохо, а институт оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью реально функционировал". Он опасается, что изменения могут ухудшить ситуацию: "Еще больше может увеличиться уровень воровства активов, который у нас в стране крайне высок". Юрист подчеркнул, что судьи в России вообще не очень охотно обсуждают вопросы экономики. "Нельзя законом изменить общество. Если в обществе много выводят активы и воруют, то надо этого опасаться и проверять сделки", – резюмировал Зайцев. 

Кузнецов же сомневается, что поправки приведут к положительным изменениям: "Все разом не трансформируется, но сделан шаг вперед. Наш гражданский оборот двигается в сторону цивилизованных стран". Он, наоборот, выражал недовольство нынешней ситуацией: "Сейчас контрагенты вынуждены приходить в суд и доказывать, как они не знали о том, что сделка являлась крупной и требовала одобрения". 

Юрист полагает, что нынешняя ситуация с тщательной проверкой всех сделок только вредит: "Все складывается в банальную бюрократию". Он сослался и на зарубежный опыт, где не допускают оспаривания сделок по пустякам, защищая таким образом доверие к обороту. Эксперт считает, что изменения призваны избавить россиян от чувства беспокойства, которое так или иначе сидит в каждом гражданине: "Людям надо верить. Абсурдно жить в мире, где мы каждую бумажку под лупой рассматриваем".

По словам Дениса Спирина, эксперта рабочей группы по созданию Международного финансового центра в РФ, если изменения в сделках с заинтересованностью устраивают большинство участников гражданского оборота, то с крупными сделками не все так просто: "Обычная хозяйственная деятельность – термин, который использует законодатель, достаточно широк". А вот к трансформации понятия "аффилированности" на "контрольность" и "подконтрольность" юрист относится положительно: "Аффилированность – сложное понятие, которое включало не очень значимые связи и не охватывало отношений контроля, а после нововведений будет проще мониторить необходимые сделки". 

Зайцев, наоборот, против этого изменения и полагает, что в реальности способы спрятать контроль многообразны: "через любовниц, водителей, трасты, офшоры". По его словам, судебная практика только стала это понимать, как перечень закрывают: "Подконтрольность определяется только через юридических лиц, без учета физических, и это страшнейший удар". 

Татьяна Мурзиянова, старший эксперт департамента корпоративного права ПАО "МТС", как представитель крупного бизнеса, полагает, что большим компаниям станет проще работать: "Количество сделок, которые нужно внимательно отслеживать, уменьшится и получится полноценно их контролировать".

Зайцев согласился с коллегой, но обратил внимание и на другой аспект: "Поправки не будут защищать малый и средний бизнес". Минусом он считает и отсутствие переходных положений в законе. Своеобразный вывод он подвел, сказав о том, что необходима еще и ответственность руководства фирм: "Надо взыскивать убытки с директоров, заставить менеджмент чувствовать свою ответственность, только в совокупности все можно изменить".

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы