Бесплатная консультация юриста в Москве

"Третейская реформа" попала в Госдуму

Третейским судам предстоит скорая реформа: получать у правительства "разрешения на работу" придется всем российским и международным третейским судам, кроме старейших российских арбитражей – МАК и МКАС при ТПП, а также судов ad hoc. Третейские суды смогут рассматривать корпоративные споры, а изменения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другие реестры можно будет вносить, только получив исполнительный лист. Новые правила должны вступить в действие уже с 1 сентября 2015 года, следует из законопроектов, сегодня оказавшихся на Охотном Ряду.

В декабре 2013 года Владимир Путин в послании к Федеральному собранию поручил правительству совместно с Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей урегулировать нормы о негосударственных арбитражах. "Третейские суды зачастую являются средством для мошенничества и кражи собственности", – признавала Елена Борисенко, заместитель министра юстиции. Другие проблемы уточнялись в пояснительных записках Минюста – существование "карманных" арбитражей, подконтрольных стороне спора, и общая неурегулированность в этой сфере.

17 января 2014 года Минюст опубликовал первую версию закона, обсуждение и согласования которого заняли почти полтора года. Прошлым летом Главное правовое управление (ГПУ) администрации президента раскритиковало реформу (например, из-за того, что недостаточно четко урегулирована новелла о выдаче разрешений на работу третейских судов, а в целом предусмотрен избыточный госконтроль;) и отправило тексты на доработку в Минюст. В правительство внесли пакет законопроектов 21 апреля 2015 года, 30 апреля их одобрили, а 8 мая они оказались в Госдуме. Состоит он из проекта ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и сопутствующих изменений в отдельные законодательные акты. Из его название исключено слово "суды", как и собирался сделать Минюст.

Минюст отстоял свое изначальное предложение – создавать третейские суды только при некоммерческих организациях и выдавать разрешение на их работу. Сперва разработчики проекта настаивали на создании комиссии при министерстве (которая, как заявляла ранее Борисенко, изучала бы пакет бумаг по организуемому суду и оценивала, насколько они соотносятся с принципами независимости и незаинтересованности), но это предложение отвергли в ГПУ. А в "думской версии" документов говорится про необходимость получения разрешения Правительства РФ.

Разрешение, согласно проекту, удастся получить судам, у которых есть правила арбитража, не противоречащие нынешнему закону, и список рекомендованных арбитров, обладающих репутацией в профессиональном сообществе (п. 5 ст. 44 проекта). Обращаться за разрешениями надо будет и иностранным арбитражным институтам – получить их смогут учреждения, обладающие "широко признанной международной репутацией" (п. 7 ст. 44 проекта). Чиновники при выдаче разрешения, согласно проекту, будут также учитывать профессиональный авторитет в юрсообществе у арбитров, включаемых в рекомендованный список суда, их репутацию, масштаб и характер деятельности самой НКО, при которой создается суд.

"Кто и как будет измерять высоту авторитета и наличие репутации?" – недоумевает председатель Арбитражного третейского суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области при ООО "Ценные бумаги консалтинг" Дмитрий Чернокальцев. Получение разрешений направлено на создание действительно крупных и авторитетных центров третейского разбирательства, объясняет адвокат адвокатского бюро "Резник, Гагарин и партнеры", участник рабочей группы Минюста Андрей Горленко. Юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Станислав Валуев говорит, что трудно назвать прогрессивной идеи создавать арбитражные учреждения при НКО. "Во-первых, не урегулирован порядок назначения, статус и функции председателя третейского суда, – рассуждает он. – Во-вторых, создание третейского суда при некоммерческой организации увеличит расходы на организацию и работу самого суда, это, в свою очередь, приведет к увеличению третейского сбора и снизит привлекательность суда при выборе сторонами в пользу государственных судов".

В очереди за разрешениями не придется стоять двум российским судам – Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП) и Морской арбитражной комиссии (МАК). "Они существуют более 80 лет и доказали свою авторитетность", – комментирует Горленко. Кроме того, разрешение на деятельность не потребуется третейским судам, создаваемым для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc). Такая лояльность связана "с невозможностью определения специальных требований", говорится в пояснительной записке к проекту. "Я никогда не подозревал, что законопроекты разрабатывают такие наивные люди. Если раньше мошенники подделывали третейские соглашения и проводили свои "заседания", кто им помешает создавать суды ad hoc?" – возмущен Чернокальцев.

Ограничен состав учредителей: третейские суды нельзя будет создавать при адвокатских и нотариальных образованиях, госкомпаниях и госкорпорациях, органах госвласти и местного самоуправления (п. 2 ст. 44). Этот пункт не затрагивает интересы крупнейшего российского банка, глава правового департамента "Сбербанка" Игорь Кондрашов, ранее участвовавшего в серии разбирательств относительно аффилированных третейских судов. Как объясняет Кондрашов, третейский суд, например, при ЗАО "Сбербанкинвестстрой" (одной из "дочек" банка) прекратил свое существование, а сам банк не является ни госкорпорацией, ни госкомпанией (50 % + 1 акция принадлежат Центральному банку РФ, остальное – частным инвесторам, говорится на сайте Сбербанка).

Нормы о "карманности" судов получили свою трактовку в п. 2 ст. 46 проекта. Участвовать в разбирательстве арбитражного суда нельзя будет учредителю НКО, при которой создан суд, если таких учредителей меньше сотни. Нельзя будет судиться в арбитраже и тому, кто входит в руководство НКО, при которой создан суд, и тем организациям, в управляющих органах которых соруководитель НКО прямо или косвенно распоряжается более чем половиной голосов. "В какие третейские суды будет обращаться Сбербанк – посмотрим после принятия Закона и создания соответствующих судов", – говорит Кондрашов.

Проект накладывает ограничения и на названия третейских судов. Нельзя будет регистрировать суды, если их наименование сходно до степени смешения с наименованиями судов РФ, гласит п. 13 ст. 44 проекта. Если этот пункт устоит, придется переименоваться, вероятно, учреждениям с названиями типа "Первый арбитражный третейский суд", "Верховный третейский суд". "Во всем мире "третейские суды" называются "арбитражными" судами, и только в нашей стране государственный суд присвоил себе название третейского суда", – недоумевает председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы Алексей Кравцов. 

В проекте появилась норма об арбитрабельности корпоративных споров – третейские суды смогут их рассматривать при двух условиях. Во-первых, этим смогут заниматься третейские суды при постоянно действующем арбитражном учреждении (а не суды, созданные ad hoc). Во-вторых, если у этих судов есть правила рассмотрения корпоративных споров (п. 8 ст. 45 проекта). Государственные суды смогут содействовать работе арбитражных институтов и контролировать ее. Речь идет о назначении арбитров, если стороны не могут договориться об этом (ч. 3 и 4 ст. 11 проекта), отводах и прекращениях полномочий арбитров (ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 14). Смогут государственные суды рассматривать и заявления об отсутствии компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 16) или об оспаривании арбитражных решений (ст. 40). Последнее, впрочем, нельзя будет сделать, если стороны договорились об окончательности решения арбитража, говорится в документе. 

Разрешать корпоративные споры и обращаться за содействием в государственные суды не смогут арбитражи ad hoc. Это сделано опять же, по признанию разработчиков документа, "в связи с невозможностью определения специальных требований".

А вносить изменения в государственные реестры – юридических лиц (ЕГРЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), недвижимости (ЕГРН) и ценных бумаг – можно будет, только если получен исполнительный лист, говорится в ст. 43 проекта, внесенного в Госдуму. "Сейчас третейские суды, разыгрывая процессы-междусобойчики, делают так и без листа", – напоминает Горленко из бюро "Резник, Гагарин и партнеры. Теперь, по его словам, исполнительный лист надо будет получать во всех случаях, когда по решению третейского суда понадобится внести изменения в реестр.

Третейскими судьями, как предложено в ст. 11 законопроекта, не смогут быть лица с неснятой судимостью, до 25 лет, недееспособные и те, чьи полномочия судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов прекращены из-за несоответствия должности. Ограничений на работу арбитрами судей в отставке нет, этому успел порадоваться, например, экс-начальник управления частного права ВАС Роман Бевзенко в ходе предварительных обсуждений. Но к арбитрам появились и требования: единоличный арбитр должен обладать высшим юридическим образованием, полученным в России или за рубежом. Эти нормы действуют, если стороны прямо не согласовали иное, уточнили разработчики.

В проекте предложено установить гражданско-правовую ответственность НКО, учредивших арбитраж, предусмотрена и возможность застраховать ее. Если не указано иного, организация несет ответственность "только в виде возмещения убытков, причиненных вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения" своих функций, говорится в ст. 50 проекта. А ст. 51 прямо говорит, что арбитр освобождается от гражданско-правовой ответственности перед НКО и сторонами арбитража. Закрепление принципа иммунитета арбитров от гражданско-правовой ответственности представляется разумным, так как деятельность арбитра не носит предпринимательского характера, считает старший юрист судебно-арбитражной практики Коллегии адвокатов "Инюрколлегия" Вадим Бородкин.

Предусмотрено, что проект вступит в силу с 1 сентября 2015 года. Еще три месяца с этой даты дается правительству на то, чтобы подготовить порядок получения разрешений и депонирования правил рассмотрения споров. Через год после установления этого порядка третейские суды, не получившие разрешения (и не являющиеся МАК и МКАС при ТПП), лишатся права администрировать арбитражные разбирательства.

Чернокальцев уверен, что "с принятием законопроекта преимущества третейского рассмотрения дел исчезнут". "Снимите шляпу, господа, третейское разбирательство споров уходит в прошлое. Набирающая силу вертикаль старается придавить как можно больше того, что может развиваться по своим правилам, – эмоционален он. – Очень жаль, что вертикаль в настоящий момент набирает силу, а не ум. Регулирование жизни общества запретами ведет к деградации".

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы