Власть в современном обществе

Власть в современном обществе играет очень большую и решающую роль. Власть – это возможность или способность одного индивида либо целой группы влиять на других помимо их воли и желания. Такое классическое определение дал в начале XX в. М.Вебер. С тех пор феномен власти широко изучается представителями многих наук, особенно политологами.
Сегодня ученые пришли к выводу, что одной формулировки явно недостаточно, ибо это – явление многомерное. В частности, сюда относятся: способность требовать подчинения под угрозой санкций; степень свободы от контроля со стороны других лиц; показатель неравенства социальных статусов, при котором один ценится и стоит выше другого; способность влиять на жизненные шансы других людей; возможность навязывать свою версию порядка вопреки сопротивлению других людей.
Какие бы формулировки ни предлагали ученые, ясно одно: власть – это обязательно форма социальных отношений между двумя или большим числом индивидов. Она понимается также как способность или возможность влиять и определять действия других людей. Исходит от позиции (должности) или от самой личности. В первом случае речь идет о формальной власти руководителя, а во втором – неформально авторитете лидера. Власть означает также способность манипулировать (пользоваться выгодами своего положения) или контролировать поведение других людей в собственных целях.
Одну из первых типологий власти, используемых в науке до сих пор, создал в начале XX в. немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он полагал, что власть может основываться на: 1) личных качествах; 2) традициях и обычаях; 3) формальном законе. Во всех трех случаях власть является легитимной, то есть социально одобренной.
Соответственно этим трем источникам различают власть харизматическую, традиционную и легальную.
Легитимация – признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основа легитимации – традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит.
Легализация – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая, связанная с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свободе слова, защите гражданских прав или социальной помощи бедным. 
Итак, мы имеем два различных термина, причем первый шире второго. Легитимный означает узаконивание через традиции, харизму и закон, то есть через все три указанных выше источника законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность законной власти – установленную с помощью юридических документов, формального закона. Поэтому можно говорить о трех разновидностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная.
Следует рассмотреть три типа власти более подробно.
Харизматическая власть – управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств. Харизма – исключительная одаренность; лидер, ею наделенный, пользуется в глазах его последователей непререкаемым авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме. А.Эйнштейн и И.Ньютон относились к их числу. 
Харизматическая власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности на эмоциональном уровне отношения вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может еще опереться на авторитет традиции или закона. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника Бога на земле.
Традиционная власть достигается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков, характерна для монархий. По своей мотивации она во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная власть отличается прочностью благодаря институту наследования, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Легальная власть связана с верой в правильность юридических норм и необходимостью их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Среди них может быть выдающаяся личность, обладающая харизмой, но подчиняться они будут другому, ничем не примечательному, но поставленному сверху. Закон, приказ, постановление определяют их действия.
В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства.
Комбинация типов властей. Главы Католической и Православной церкви, как и стоящие ниже по иерархической лестнице священнослужители, выступают для прихожан одновременно как 1) харизматические лидеры 2) традиционные руководители 3) легальные правители. Церковь, пожалуй, исключительный институт общества, где три типа власти представлены почти в полном объеме. Чаще бывает так, что легальное правление выступает основой управленческой иерархии, а традиционность и харизматичность добавляются в различных пропорциях.
Сочетание харизматической и легальной власти свойственно диктаторам XX в. К их числу можно отнести А.Гитлера, И.В.Сталина, Б.Муссолини.
В молодых демократиях легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным института, сколько на авторитете руководителя государства. Политическая система современных государств включает элементы всех трех типов власти.
Чтобы между государством, обществом, индивидами не возникало трений, должен существовать баланс власти, препятствующий превышению властных полномочий.

Автор: