Бесплатная консультация юриста в Москве

+7 (499) 110-20-55

Прежде чем рассматривать действия органов местного самоуправления направленные на предотвращение угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) вызванных аварией на потенциально опасных объектах (далее - ПОО), как элемент национальной безопасности, необходимо четко понимать определения национальной безопасности и определение потенциально опасных объектов.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Из определений указанных выше можно сделать вывод о том, что ПОО, находящиеся на территории того или иного муниципального образования, в случаи аварии, могут привести к непосредственной угрозе возникновения или, непосредственно, возникновению ЧС, что в свою очередь, может привести к человеческим жертвам, порчи имущества, и тем самым будет вызвана угроза национальной безопасности. К полномочиям органов местного самоуправления для решения задач связанных с предотвращением угрозы возникновения и возникновению ЧС на ПОО относятся:

- осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществление в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создание при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ввод режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа¬ций (далее - РСЧС).

С целью недопущения угрозы возникновения или возникновения ЧС органы местного самоуправления на своей базе создают единую дежурно-диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) муниципального образования, основной задачей которой является оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории муниципального образования, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бед¬ствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).

Так же следует отметить, что ЕДДС муниципального образования является органом повседневно¬го управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. На базе ЕДДС муниципального образования развертывает¬ся система - 112.
ЕДДС муниципального образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными зако¬нами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных опера¬тивных служб, в установленном порядке нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы¬чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством субъекта Российской Федерации, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.

ЕДДС муниципального образования для выполнения задач связанных с недопущением угрозы возникновения или возникновения ЧС вызванных аварией на ПОО заключают соглашение о порядке взаимодействия при организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вышеуказанное соглашение устанавливает:
-порядок обмена информацией при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.
-оперативное взаимодействие на период несения дежурства диспетчера ПОО и сотрудника ЕДДС при решении задач, связанных с предупреждением и лик¬видацией аварийных и чрезвычайных.
При угрозе возникновения и возникновении ЧС стороны, заключившие Соглашение обязаны информировать друг друга:
-о принимаемых решениях по устранению аварийной ситуации, потребности в необходимой помощи, примерном времени устранения, ФИО, должности лица, ответственном за ликвидацию;
-о сложившейся обстановке в районе чрезвычайной ситуации (аварии), ходе работ по её ликвидации;
-о составе сил и средств задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации (аварии).

Параллельно с этим, для более оперативного взаимодействия, между ЕДДС муниципального образования и ПОО проложены прямые линии телефонной связи. Так же прямые линии прокладываются с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб.

В случаи возникновения ЧС на ПОО руководитель ЕДДС муниципального образования принимает на себя контроль и координацию работ по ликвидации сложившийся ЧС с привлечением экстренных оперативных служб.
Оперативные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД, газовой службы, и т.д. оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Данные этой системы выведены на пульт диспетчера ЕДДС муниципального образования с целью более оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию.

Так же в момент возникновения ЧС ЕДДС муниципального образования обязано оповещать и информировать руководство гражданской обороны (далее - ГО), муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на тер¬ритории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (при¬влекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экс¬тренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия) через местную (действующую на территории муниципального образования) си¬стему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО.

Подводя итог вышесказанного можно придти к выводам, что государство уделяет особое внимание национальной безопасности в области защиты населения от техногенных ЧС вызванных авариями на ПОО. Органы местного самоуправления, для выполнения функции защиты населения от подобного рода ЧС создают ЕДДС муниципального образования с целью оперативной ликвидации и урегулированию сложившейся ситуации.

ЕДДС муниципального образования занимается сбором данных о возможности возникновения ЧС и руководит действиями РСЧС в момент возникновения ЧС, оповещением населения, предприятий всех форм собственности, руководства муниципального образования о возможности возникновения или возникновении ЧС, ходе работ по ее ликвидации