Бесплатная консультация юриста в Москве

фН.Н. СМИРНОВА

Смирнова Н.Н., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса.

Понятие налогового преступления в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Основная функция налогообложения - формирование бюджета государства и регулирование экономики. Эта задача оставалась постоянной на протяжении веков, в то время как сами налоги изменялись; создавалась и совершенствовалась налоговая система. Элементы принуждения, используемые государством и составляющие часть налоговой системы, также прошли историческим путем развития от жестких мер уголовного принуждения к более либеральным мерам административного воздействия, от карательных мер к мерам восстановительным.

Анализ российского опыта позволяет получить представление о практике борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Налоговую преступность как общественно опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. После октября 1917 г. в стране произошли коренные перемены во всех сферах жизни, в том числе и законодательстве. Однако проблема собираемости налогов была актуальна и в тот период. Налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления. Если обратиться к статистике тех лет, то видно, что доля налоговых преступников была весьма велика. Так, в 1922 г. по РСФСР из общего числа осужденных (107704 человека) за преступления против порядка управления 20572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов, т.е. примерно 1/5 часть . В период с начала 1930-х до конца 1980-х гг. налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

--------------------------------

Пищулин В.Г. Развитие уголовного законодательства России о налоговых преступлениях // Южноуральский юридический вестник. 2000. N 5 - 6. С. 7.

Социально-экономические преобразования в России в начале 1990-х потребовали кардинального изменения налоговой системы. В конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому, по некоторым оценкам, характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Признаками налогового преступления являются:

- вина субъекта преступления, то есть лица, совершившего деяние (более подробно о субъекте налогового преступления ниже);

- общественная опасность деяния;

- нарушение норм законодательства о налогах и сборах;

- наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния.

Рассмотрим вопрос, касающийся субъекта налогового преступления и его виновности в совершении общественно опасного деяния. Субъект налогового преступления - вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния.

Рассмотрим последний из перечисленных выше признаков налогового преступления - запрет уголовного законодательства и наличие уголовной ответственности. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за совершение налогового преступления только в том случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере.

Рассмотрим еще несколько ключевых аспектов, имеющих отношение к налоговым преступлениям. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 4 июля 1997 г. N 8 сказано, что налоговое преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК РФ для уплаты конкретного налога.
К ответственности за совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления (все его признаки). В качестве доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы налогового учета, налоговые декларации. В отношении данных, подтверждающих наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, Верховный Суд РФ указал, что такие данные наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое преступление - это очень серьезная проблема как для лица, обвиняемого в его совершении, так и для лиц, доказывающих его виновность. Поэтому многое решается в ходе судебного процесса. Грамотная и квалифицированная юридическая помощь и поддержка по делу о налоговом преступлении играют ключевую роль в его исходе.

Что касается виновности в совершении преступления, то здесь следует иметь в виду следующее: виновность подразумевает умысел в совершении деяния. Конституционный Суд РФ (Постановление от 27 мая 2003 г. N 9-П) указал, что применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Объективное вменение (применительно к сфере налогообложения - уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.

Статья 25 УК РФ разделяет умысел в совершении преступления на прямой и косвенный. Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Обращаем внимание на то, что при доказывании обвинителем наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, то есть наличие умысла - прямого или косвенного.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.