Выйти из клеток своих юрисдикций: что поможет бороться с картелями
Представители антимонопольных ведомств разных стран обсудили, как бороться с международными картелями в рамках круглого стола «Актуальные вопросы антимонопольного правоприменения. Международно-правовой инструментарий борьбы с картелями». Залог успеха — ежедневное взаимодействие и чётко прописанный закон, пришли к выводу эксперты.
Открыл сессию Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС России. Если несколько лет назад антимонопольной практики практически не существовало, то сегодня борьба с картелями в России вышла на другой уровень, констатировал он. Однако и картели за это время профессионализировались. Сравнить их можно с раковой опухолью, заметил Цариковский: стоит ликвидировать картель в одной отрасли, как аналогичный появляется в другой. Растёт и число международных картелей — и здесь встает вопрос обмена данными с другими государствами. «Только международная кооперация, дающая возможность получить сведения от зарубежных коллег, - один из немногих действительно мощных инструментов при расследовании картелей», - заметил Цариковский.
"Если у нас будет единое с другими государствами правовое поле по картелям, мы сможем добиться общей терминологии, единых стандартов доказывания, наказания за картельный сговор. Надо выходить на единые механизмы и новые международные соглашения, создание единого правового пространства борьбы с картелями. Картель — проблема трансграничная, и бороться надо трансграничными методами», - указал замглавы российского антимонопольного ведомства. «Пора выходить из тесных клеток своих юрисдикций», - поддержал коллегу Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями ФАС.
Согласились с ними и представители антимонопольных органов Франции, Австрии, Бразилии, Китая, присутствовавшие на круглом столе. Все они солидарны: для борьбы с картелями необходима совместная работа антимонопольных органов разных стран. Для этого следует максимально формализовать механизмы работы — как в области сбора доказательств, так и обмена данными. Последний вопрос часто становится камнем преткновения в том числе и из-за необходимости делиться конфиденциальной информацией. Рискует бизнес и раскрывая информацию, пытаясь смягчить ответственность за сговор: при том, что в одной стране ответственность будет минимальна, в другой в условиях открытых данных компанию можно привлечь к ответственности, заметил Джон Дэвис, директор отдела по конкуренции ОЭСР. Для бизнеса это может быть фатально: «Больше чем 2 раза в жизни перенести картельный штраф невозможно, потом можно наниматься в другие профессии — например, в дворники», - иронизировал Цариковский.
Здесь необходим принцип единого окна, уверен он. О гармонизации законодательсвта в этой области говорить рано даже странам ЕС, заметил он, но нужно двигаться к цели небольшими шагами: для начала надо добиться, чтобы соглашения о смягчении ответственности действовали в максимальном числе стран.
Ежедневное взаимодействие -залог успеха и для стран ЕАЭС, уверен Дэвис. "Для успешной борьбы с картелями странам Евразийского экономического союза нужно эффективное повседневное сотрудничество. Меморандумы, протоколы, конечно, должны быть, но затем нужна повседневная работа. Тогда всё пойдёт хорошо"? ,- дал он совет российским коллегам.
На важность экономического анализа в вопросах борьбы с картелями указал Валерий Првжансский, эксперт RBB Economics. Достаточно неправильно определить рынок, на котором действует картель — и в суде требования не устоят, предупредил он сотрудников.
Евгений Большаков, советник АБ ЕПАМ, рассказал собравшимся об особенностях расследования картелей, в которых есть иностранные участники: он уточнил, в каких случаях можно привлекать к ответственности иностранного участника, как запрашивать информацию, в каких случаях отвечать на запрос ФАС, а когда предоставления информации можно избежать. Указал он и на слабые места инструментария российской антимонопольной службы. Так, в некоторых странах есть ответственность за несохранение доказательств. В России такой практики практически нет, что лишает ФАС эффективного инструмента в борьбе с картелями, заметил он.
Алексей Добрынин, партнёр Pen&Paper, посвятил свое выступление вопросам взаимодействия ФАС и правоохранительных структур. В отличие от взаимодействия МВД и налоговой службы, которое прописано и работает достаточно чётко, у ФАС возникает ряд проблем: даже если для работы — например, для сбора доказательств привлекаются правоохранительные структуры, то получить доказательства антимонопольщикам оказывается сложно. Чтобы избежать бюрократизации процесса, необходимо внести поправки в действующее законодательство, предложил Добрынин.
Другие новости
Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.
Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч
Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.
Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки. Пр
Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.
Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет
В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы