Бесплатная консультация юриста в Москве

Юристы раскритиковали повышение квот на закупки госкомпаний у малого бизнеса

Правительство собирается увеличить долю госзаказов для малого и среднего бизнеса с 10 до 15%. Об этом на совещании в Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП) заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Минэкономразвития уже готовит необходимые поправки в законодательство. Однако юристы скептически относятся к инициативе кабмина – по их мнению, такая поддержка малого бизнеса угрожает эффективности самих закупок. Для госкомпаний по-прежнему будет велик соблазн создавать небольшие предприятия из своих же структур и искусственно завышать цены.

"Помойки" для отмывания денег

Согласно действующим правилам, введенным с 1 июля 2015 года, госкомпании должны отдавать 10 % заказов малому и среднему бизнесу на спецторгах (закупки до 200 млн рублей) и 18 % – от общего объема заказов, пишут "Ведомости". Поскольку для компаний с оборотом свыше 10 млрд рублей правило действует с 1 июля минувшего года, а с оборотом свыше 2 млрд – с этого года, по итогам второй половины 2015 года размер квоты составил 5 и 9 % соответственно. Согласно отчетности самих госкомпаний, в 2015 году закупки у МСП составили 1,6 трлн рублей, однако, как отмечает Минэкономразвития, эта информация может быть неточной.

При этом данные корпорации МСП свидетельствуют о том, что у 35 крупнейших госзаказчиков доля закупок у малого и среднего бизнеса на порядок больше – 36,2%, но потрачено на них всего 196 млрд рублей, в частности, на спецторгах – 62,7 млрд (11,8% заказов). В этом году у госкомпаний запланированы закупки у малого и среднего бизнеса на 170 млрд руб., отмечают в корпорации МСП.

Однако о существенном завышении данных о закупках у малого и среднего бизнеса на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале марта заявлял глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, зачастую субподрядчики только формально относятся к МСБ, поскольку представляют собой фирмы, связанные с крупным бизнесом – "помойки" для отмывания денег и "однодневки". У аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам у малого бизнеса, подчеркивал глава антимонопольного ведомства в беседе с премьером.

Преждевременная инициатива

Сами представители госкомпаний убеждены, что увеличивать квоты, введенные лишь в июле, преждевременно. Об этом заявляют в РЖД и "Россетях", подчеркивая, что механизму нужно дать проработать хотя бы год. В том, что нельзя поддерживать малый бизнес исключительно административными мерами, убежден и вице-президент "Алросы" Александр Паршков. Так, каждый второй заказ компании в минувшем году достался малому и среднему бизнесу, у которого закупается техоборудование, автотранспорт, запчасти, услуги по строительству и монтажу оборудования. Однако в ряде случаев крупные производители могут предложить более низкие цены на оборудование, кроме того, среди малых предприятий много посредников, подчеркивает Паршков.

Новые правила еще не просуществовали достаточно долго, чтобы бизнес к ним адаптировался и были проанализированы их результаты, солидарен с крупными госзаказчиками юрист компании "Деловой фарватер" Павел Ивченков. Поэтому изменения могут оказаться неэффективными и просто не учитывать реалии и недостатки. Возможно, сейчас нет необходимости повышать квоту именно на 5%, побуждая тем самым увеличивать объемы фиктивных закупок, отмечает эксперт. По его мнению, нужно лучше исследовать ситуацию в сфере закупок, чтобы внести более целесообразные изменения. Например, ограничить количество договоров по госзакупкам, которые могут заключаться с дочерними и аффилированными малыми компаниями. Это, убежден Ивченков, расширит доступ МСБ к госзаказам и без повышения квот.

"Косметическое" изменение

Скорее, "косметическим", а не структурным изменением считает введение кабмином квот на закупки госкомпаний у малого бизнеса председатель московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик. Такие нововведения, по его мнению, не смогут понудить госкомпании кардинально пересмотреть существующую высоко коррумпированную систему проведения закупок, которая на практике зачастую реализуется посредством привлечения заранее известного госкомпании-заказчику "дружественного" участника закупки. Последний по итогам "согласованных" закупочных процедур заранее "обречен" стать победителем и щедро "отблагодарить" за это благодетелей.

Гораздо эффективнее, считает адвокат, было бы внесение структурных изменений в систему проведения госзакупок, минимизирующих коррупционные проявления, а также кардинальное изменение практики рассмотрения дел в ФАС и судах, которое демонстрировало бы всем участникам процесса закупок неотвратимость наказания для нарушителей закона вне зависимости от каких-либо факторов и персоналий. Другая сложность, добавляет Горелик, – условия, которые госзаказчики устанавливают для претендентов на "бюджет", зачастую не выдерживают никакой критики. Нужен и опыт работы компании по аналогичным контрактам, и наличие штата сотрудников, или банковского обеспечения, или оборудования в собственности. Малый и средний бизнес зачастую не способен соответствовать этим формальным критериям.

Поддержка МСП бьет по эффективности закупок

Можно повышать формальные квоты, но без анализа закупок и диалога между заказчиками и поставщиками реальные закупки у малых предприятий расти не будут, считает глава комитета Торгово-промышленной палаты по закупкам Антон Емельянов. Компании продолжат создавать малые предприятия из собственных структур и завышать цены, добавляет гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. По его мнению, дополнительная цель – поддержка малого бизнеса – может помешать основной – повышению эффективности закупок. В том, что увеличение квот не повлияет на рост закупок у реальных МСП, убежден и юрист коллегии адвокатов "Делькредере" Сергей Голофтеев. При отсутствии обязательных конкурентных процедур у заказчика нет препятствий производить закупки у формальных МСП, в том числе по завышенной цене.

Повышение квоты на проведение госзакупок у предприятий малого и среднего бизнеса само по себе не решит проблему помощи предпринимателям, считает также председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. В большинстве случаев такие закупки осуществляются у дружественных структур путем создания видимости и привлечения для участия в конкурсе аффилированных организаций. Помимо этого не стоит забывать, что крупные поставщики в состоянии дать более лучшие условия по цене, в то время как компании малого и среднего бизнеса зачастую выступают посредниками, что влечет допрасходы, подчеркивает Корчаго. Таким образом, по его мнению, решение проблемы кроется не в формальном увеличении квот, а в детальном анализе состояния госзакупок и проведении реальной борьбы с коррупционными схемами, позволяющими их выигрывать.

Малому бизнесу сулят правовую поддержку

Вице-премьер Шувалов отметил большое число споров среди экспертов о том, нужно ли вообще поддерживать малое и среднее предпринимательство, являются ли они драйвером развития. "От одного из членов правительства я слышал, что надо делать упор на большие предприятия. Моя личная позиция – здоровая экономика без серьезного малого предпринимательства невозможна, – цитируют Шувалова "Известия". – Говоря о малом предпринимательстве, я не имею в виду палатки. Палатка – не малый бизнес, не знаю, почему так думают. Малый бизнес – это какой-нибудь комбинат".

Глава АО "Корпорация "МСП" Александр Браверман представил на совещании свои предложения по развитию рынка малого и среднего предпринимательства, которые поделены на пять "блоков доступа": к закупкам (квотирование рынка закупок), финансированию (кредиты и особые условия), информационной и маркетинговой, имущественной и правовой поддержке.

Так, по словам Бравермана, блок правовой поддержки должен позволить со скоростью, принятой в прогрессивных странах, в том числе входящих в БРИКС, зарегистрировать предприятие. Кроме того, нужно минимизировать число проверок, а надзорно-проверяющая часть в целом должна быть приведена в соответствие и "поставлена с головы на ноги". К блоку правовой поддержки малого бизнеса в корпорации МСП отнесли также поддержку со стороны силовых структур.

Предложенные меры могут оказаться эффективными, считает Павел Ивченков. Они снимут ряд серьезных административных барьеров перед МСБ и помогут в сокращении их расходов. При этом ведение бизнеса станет проще, а часть сделок будет проводиться быстрее, прогнозирует юрист. С ним солидарен и Сергей Голофтеев, который считает, что правовой блок поддержки МСП направлен на улучшение условий предпринимательства в целом.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы