Когда подается иск в арбитражный суд, заявитель обязан пойти на почту, отправить копию всех документов стороне ответчика и, приложив почтовую квитанцию, направить заявление в суд. Понятно, что удобнее сделать это в один шаг, не покидая почтового отделения, поэтому подавляющее большинство заявлений у нас до сих пор поступает в суды на бумажном носителе, — рассказал начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ И.Соловьев, сообщают "Известия".
Несмотря на то что система электронной подачи документов «Мой арбитр» заработала еще в сентябре 2011 года, через нее на настоящий момент проходит лишь 15% всех исков (в 2012 году это было более 3,2 млн документов). Решение проблемы уже зреет в стенах Минкомсвязи, Федеральной налоговой службы и ВАС.
— Подобно тому как на сайте госуслуг у гражданина есть личный кабинет, где он может обмениваться документам с органами власти, так со временем мы хотим ввести аналогичную систему и для юридических лиц, — говорит Игорь Соловьев.
Фирмы заставят проверять свои электронные почтовые ящики — предположительно, они будут размещены на базе сайта ФНС, где планируется запустить сервис «Личный кабинет» для юридических лиц. По мере прочтения сообщений отправителю придет оповещение — с этого момента получатель будет считаться извещенным о начале судебного разбирательства или о тех или иных процессуальных действиях. Дублировать извещение обычной почтой уже будет не нужно. Контрольных показателей роста доли документов, поданных в электронном виде, в ВАС не ставят. Но, как заявил И.Соловьев, высшей судебной инстанции хотелось бы, чтобы процесс информатизации начался в 2015 году с органов публичной власти, к 2017-му присоединил открытые акционерные общества и другие крупные структуры, а в 2019 году завершился подключением к системе всех остальных. При этом, подчеркивают в ВАС, у «физиков» и индивидуальных предпринимателей возможность подачи документов в бумажном виде будет сохраняться всегда.
— По-моему, идея отличная. ВАС заранее доказал это своими предыдущими проектами по налаживанию электронного документооборота, реализованными более чем удачно, — считает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев. — Единственное — у частных лиц должна быть альтернатива, прибегать к электронной переписке с госорганами или нет, ведь у некоторых людей есть четкое предубеждение против небумажных технологий, говорит юрист. В любом случае участники споров не должны нести риски ввиду компьютерной неграмотности.
Особую отдачу разработчики рассчитывают получить от органов государственной власти: на одну только ФНС приходится до 30% всех подаваемых исков. Наиболее активно подают иски также Федеральная таможенная служба (ФТС) и пенсионные фонды. Правда, в случае с госорганами есть и другая проблема: их внутренние правила не позволяют их сотрудникам подавать иски через «Мой арбитр».
В планах у специалистов ВАС, кроме всего прочего, разработка и «гостирование» нового сертификата безопасности, на котором построят прямой канал обмена информацией специально для госструктур. В итоге, по словам Игоря Соловьева, к 2015 году они смогут интегрироваться в «Мой арбитр». Более того, заявление исков по интернету для них станет обязательным.
Напомним, что проект закона об электронном документообороте для судов, следователей и нотариата был опубликован Минюстом еще летом прошлого года. Документ предполагает внесение изменений в АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ), которые позволят участникам судопроизводства направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы и иные документы в электронной форме. Кроме того, на сайтах судов появятся специальные формы, заполнив которые, граждане и юридические лица смогут направлять такие документы вместе с доказательствами. Предусматривается, что копии процессуальных документов все стороны спора смогут тоже получить в электронном виде. А для подтверждения подлинности бумаг они должны будут заверены электронной подписью как со стороны судов, так и со стороны участников.