Бесплатная консультация юриста в Москве

В.В. ГУЩИН

Гущин Василий Васильевич, доктор юридических наук, профессор.

Сегодня аварийность на автомобильном транспорте справедливо относят к числу острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран современного мира.

К сожалению, данная проблема характерна и для Российской Федерации.

В связи с этим Правительством РФ 20 февраля 2006 г. принято Постановление N 100 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" . Данной Программой, в частности, предусматривается подготовка проектов нормативных правовых актов и соответствующих регламентов по организации эвакуации транспортных средств.

--------------------------------

СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1020.

Принудительное перемещение транспортного средства (осуществляемое вне зависимости от воли владельца) в советском, а затем и в российском законодательстве всегда было связано с совершением правонарушения. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях данное действие определялось термином "задержание транспортного средства" и регламентировалось ст. 245 Кодекса РСФСР.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации определение термина "эвакуация транспортных средств" отсутствует.

При уяснении этого понятия необходимо в первую очередь исходить из того, что транспортное средство является объектом права собственности, а право собственности согласно ст. 35 Конституции РФ охраняется законом.

Одновременно следует также учитывать, что право собственности в соответствии со ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики исследуемых общественных отношений обратимся к базовому нормативному правовому акту, определяющему основы государственного регулирования в соответствующей сфере жизни общества, - Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" .

--------------------------------

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Этот Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Существенное значение для уяснения сущности эвакуации транспортных средств имеет ст. 22 Федерального закона, в соответствии с которой единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета министров - Правительством Российской Федерации , в которых закреплена обязанность участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами (п. 1.3).

--------------------------------

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

Обязательность исполнения участниками дорожного движения предписаний, содержащихся в Правилах, обеспечивается наличием ответственности за их несоблюдение. Соответствующие составы правонарушений предусмотрены в УК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях. 

В частности, ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть одного или более лиц, установлена в ст. 264 УК РФ.
Наказания за иные нарушения в области дорожного движения, не повлекшие столь тяжких последствий, назначаются в соответствии со статьями гл. 12 Особенной части КоАП РФ.

Следует отметить, что санкции статей УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушения Правил, не предусматривают наказания, связанного с изъятием транспортного средства у владельца.

Вместе с тем ст. 27.1 и ст. 27.13 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления допускают возможность применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства. Именно эта мера предполагает ограничение возможности использования и распоряжения транспортным средством его владельцем.

Так, например, при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановке или стоянке транспортного средства в тоннеле, при управлении транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) согласно названным статьям КоАП РФ транспортное средство задерживается в порядке, установленном Правительством РФ.

Одновременно следует отметить, что вопросы перемещения транспортного средства, его хранения и др. в случае нарушения правил дорожного движения, содержащего признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, разрешаются лицом, производящим предварительное расследование, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Сегодня Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации в соответствии с ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 .

--------------------------------

СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4990.

Правила определяют порядок задержания, помещения на стоянку и хранения транспортных средств, к которым относятся автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, трамваи и троллейбусы (далее - наземные транспортные средства).

В Правилах дается определение рассматриваемой меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, которая трактуется как "временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка)" (п. 2 Правил).

Кроме того, Правилами также предусматривается, что:

лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство;

о задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества;

копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку - также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке;

водителю сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства;

срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении;

срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку, а плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на такой стоянке;
первые три часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке оплате не подлежат;

доступ водителя (владельца, представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение;

уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе о задержании транспортного средства;

выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением;

взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора, утверждаемого соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации;

на специализированной стоянке ведется учет задержанных транспортных средств в порядке, устанавливаемом соответственно Министерством внутренних дел РФ;

вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нем имуществу при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством РФ;

при нарушениях, являющихся основаниями для задержания транспортного средства, и при невозможности устранения непосредственной причины задержания на месте выявления административного правонарушения наземное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку;

о задержании наземного транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел. Оперативный дежурный информирует владельца (представителя владельца) о задержании наземного транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства.

наземное транспортное средство Вооруженных Сил Российской Федерации задерживается в установленном порядке с последующим помещением на гарнизонный сборный пункт задержанных машин;

трамвай или троллейбус задерживается в установленном порядке с последующим помещением в соответствующий парк.

Наряду с перечисленными нормами прямого действия рассматриваемые Правила содержат также ряд бланкетных норм, которые предусматривают регламентацию соответствующих групп общественных отношений ведомственными нормативными правовыми актами.

Так, например, согласно п. 3 Правил форма протокола о задержании соответствующего транспортного средства устанавливается нормативными правовыми документами федеральных органов исполнительной власти, а плата за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и т.д.

Во исполнение указанного пункта Правил МВД России издан Приказ от 19 марта 2004 г. N 187 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759" , которым утверждены: форма протокола о задержании транспортного средства; форма протокола о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства; Типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу; Порядок учета задержанных транспортных средств; Порядок передачи в соответствующее подразделение Военной автомобильной инспекции задержанного наземного транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации для размещения его на гарнизонном сборном пункте задержанных машин до устранения причины задержания и возврата владельцу; Порядок передачи в соответствующие подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации и в государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники района (города), хранения и возврата владельцам государственных регистрационных знаков.

--------------------------------

БНА. 2004. N 16.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве повысился уровень нормативной правовой регламентации такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как задержание транспортного средства, однако законодатель так и не урегулировал вопрос об эвакуации транспортного средства и соотношении понятий "задержание транспортного средства" и "эвакуация транспортного средства".

Однако, как показывает анализ зарубежного опыта, за нарушение действующих правил широко применяется эвакуация транспортных средств на специально отведенные места или на так называемые штрафные стоянки .

--------------------------------

В настоящей работе использована информация официального сайта IRTAD (International Road and Accident Database (OECD)/ECMT Transport Research Centre), а также статистические сведения Департамента ОБДД МВД России.

Например, в Киеве принудительным перемещением неправильно припаркованных или брошенных автомобилей занимается компания "Киевдорсервис", взимающая за свои услуги определенную плату. Каждый километр перевозки автомобиля с помощью эвакуатора обходится в 6,26 гривны, первые сутки хранения автомобиля на парковке предприятия - в 17,10 гривны, каждые последующие - в 10,00 гривны. В случае появления владельца автомобиля до прибытия последнего на парковку предприятия оплата услуг составляет половину стоимости перемещения. В любом случае помимо оплаты действий "Киевдорсервиса", законодательством предусмотрены либо устное предупреждение владельца со стороны органов автоинспекции, либо штраф в 3,4 - 8,5 гривны. Решение о мере наказания принимает суд, а сама эвакуация производится на основании п. 8.2 разд. 8 Правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, тишины в общественных местах, торговли на рынках в городе Киеве (документ принят Киевской Радой 26 сентября 2002 г.).

В Минске органы автоинспекции и коммунальные службы также ведут борьбу с незаконными парковками автомобилей. В целях предупреждения подобных правонарушений на улицах и во дворах устанавливаются знаки "Остановка запрещена" и "Стоянка запрещена" и наносится специальная разметка. В случае нарушения машина подлежит административному задержанию, а ее владелец - лишению водительских прав до уплаты штрафа. Задержанное транспортное средство подлежит эвакуации на штрафную стоянку, с которой может быть забрано владельцем в тот же день до 17 часов. Дальнейшее пребывание автомобиля на такой стоянке обходится в 45 тыс. белорусских рублей в сутки, к которым прибавляется отдельная сумма за каждый дополнительный час.

В Таллинне в 2006 г. были приняты новые правила принудительной эвакуации автомобилей. Машины предполагается транспортировать не по одной, а сразу по несколько штук. Причина принятия такого решения кроется в желании городских служб максимально сэкономить на этой операции (эвакуация одного автомобиля обходится городской казне примерно в 1 тыс. крон, а применение новой технологии позволит сократить эту сумму в три раза). Особенность работы эвакуационной службы г. Таллинна (перенявшей, по словам одного из чиновников, японский опыт) состоит в том, что кран поднимает автомобиль и наносит, таким образом, автомобилю механические повреждения. Последнее, по мысли законодателей, и должно послужить наказанием автовладельцу: согласно заявлению подключившихся к проекту страховых компаний помятый корпус не является страховым случаем.

В Дании в разд. 17 "Наказание, санкции за нарушение Правил дорожного движения" действующего Закона о дорожном движении 1976 г. включена ст. 123, устанавливающая, что полиция имеет право убрать с дороги и поместить на специальную стоянку:

любое транспортное средство, поставленное на стоянку в нарушение действующих правил;

любое транспортное средство, имеющее серьезные технические неисправности;

любое транспортное средство, не прошедшее регистрацию и оставленное на дороге без регистрационных знаков.

Транспортное средство эвакуируется с дороги на стоянку, указываемую полицией, в случае, если водитель отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 123 Закона водитель оплачивает расходы полиции по транспортировке и хранению транспортного средства на специальной стоянке. Если водитель неизвестен, расходы оплачивает владелец транспортного средства, за исключением случаев, когда доказано, что водитель завладел транспортным средством неправомочным путем.

Полиция обязана проинформировать владельца о задержании транспортного средства и о местонахождении стоянки, на которую оно помещено. Она уведомляет владельца о времени, в течение которого ему надлежит забрать свое транспортное средство, а также о том, что по истечении указанного срока транспортное средство, не затребованное владельцем, продается для покрытия расходов полиции.
При отсутствии информации о владельце задержанное транспортное средство продается через две недели после его помещения на специальную стоянку. Средства от продажи, оставшиеся после компенсации расходов (включая затраты на продажу), поступают в королевскую казну. В течение одного года владелец транспортного средства имеет право потребовать возвращения ему этой суммы.

В соответствии с ч. 5 ст. 123 Закона правила эвакуации транспортных средств по распоряжению полиции, информирования владельцев, оплаты расходов по хранению и продаже задержанных транспортных средств разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции.

Надзор за соблюдением правил остановки и стоянки транспортных средств полностью или частично осуществляют подразделения так называемой парковочной полиции, входящей в состав полицейских сил страны. В соответствии со ст. 122 Закона территорию их деятельности, полномочия и порядок работы устанавливает специальными правилами Министерство юстиции.

В Норвегии в соответствии с § 37 Закона о дорожном движении 1965 г. (с принятыми к настоящему времени поправками) полиция имеет право потребовать убрать с дороги, а при необходимости - произвести задержание транспортного средства, поставленного на стоянку в нарушение правил или таким образом, что оно создает помехи для дорожного движения, снегоуборочных или иных дорожных работ, а также оставленного в местах частного или общественного владения, что приводит к неудобствам для владельца или пользователя собственностью.

Владелец задержанного транспортного средства уведомляется заказным почтовым отправлением о месте нахождения транспортного средства. Транспортное средство, не возвращенное владельцу, продается по истечении трех месяцев с момента задержания. Если имя и адрес владельца неизвестны, сообщение о задержании транспортного средства публикуется в средствах массовой информации. Когда оставленное на дороге транспортное средство по своему техническому состоянию не подлежит восстановлению, оно идет на металлолом без уведомления владельца.

Для возврата своего транспортного средства владелец обязан оплатить расходы на его эвакуацию и содержание на специальной стоянке.

В Швеции действует специально принятый Закон об эвакуации транспортных средств, дающий право полномочным органам производить задержание и помещение на специальную стоянку транспортных средств, оставленных на дороге в нарушение правил стоянки или препятствующих нормальному движению в случаях, когда их владелец не может быть немедленно найден.

Закон содержит положение о том, что расходы, связанные с задержанием, транспортировкой и содержанием транспортного средства на специальной стоянке для задержанных транспортных средств, оплачивает его владелец.

В Японии порядок задержания и помещения транспортных средств на специальные стоянки полностью регламентирован ст. ст. 51, 51-2 и 51-3 Закона о дорожном движении 1965 г. (с послед. изм. и доп.). В соответствии со ст. 51 Закона полицейский имеет право изменить способ парковки автомобиля или убрать его с дороги в случае нарушения водителем правил стоянки транспортных средств. Закон устанавливает, что полицейский в отсутствие водителя может переместить транспортное средство на расстояние, не превышающее 50 м от места его первоначального нахождения. Составляется протокол о произведенном перемещении, который передается начальнику полицейского участка. Если же на таком расстоянии удобного места для стоянки транспортного средства нет, об этом также докладывается начальнику полицейского участка, который и принимает решение о задержании транспортного средства и эвакуации его на специальную стоянку.

Начальник обязан принять меры по обеспечению сохранности транспортного средства и немедленному уведомлению его владельца. В письменной форме владельцу сообщаются время и место задержания транспортного средства, место его нахождения, точная сумма, причитающаяся с владельца за транспортировку и содержание на стоянке его транспортного средства, крайний срок оплаты. При неуплате указанной суммы в отведенный срок, в том числе и неполной уплате, начальник полицейского участка направляет владельцу напоминание, устанавливает новый срок, а также сообщает, что на оставшуюся сумму долга владельца начисляются проценты из расчета 14,5% в год. В случае вторичной неуплаты взимание долга будет таким же, как и взимание налогов с неплательщиков.

Через шесть месяцев после задержания транспортное средство переходит в собственность префектуры, в чьей юрисдикции находится полицейский участок. То же касается и груза транспортного средства. Как правило, невостребованное транспортное средство продается, причем начальник полиции имеет право продать автомобиль (когда затраты на его хранение превышают его цену) через три месяца после задержания.
В соответствии со ст. 51-3 Закона непосредственно эвакуацией транспортных средств и содержанием их на охраняемой стоянке полностью или частично могут заниматься фирмы, получившие лицензию от комиссий по безопасности дорожного движения префектур. Такие фирмы обязаны подчиняться распоряжениям комиссий. Комиссии имеют право лишить их лицензии в случае неповиновения ее законным распоряжениям. Закон устанавливает ответственность руководителя и персонала фирм за разглашение тайны, ставшей им известной в связи с эвакуацией и содержанием на стоянке задержанного транспортного средства. Разглашение тайны влечет ответственность в виде тюремного заключения с тяжелыми работами на срок до одного года или штрафа в размере до 100 тыс. йен.

В некоторых случаях автомобили, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, не эвакуируются на специальные площадки, а блокируются на месте нарушения. В соответствии со ст. 51-2 Закона о дорожном движении комиссии по безопасности дорожного движения префектур вправе объявлять ограниченные участки дорог зонами, где в качестве меры пресечения нарушений транспортные средства, поставленные на стоянку в нарушение правил, иммобилизируются блокираторами колес на срок до 24 часов. Транспортные средства при этом никуда не перемещаются. На видную часть автомобиля (чаще всего лобовое стекло) помещается извещение о произведенной блокировке. Самостоятельное снятие или порча блокиратора, а также порча посторонним лицом извещения, оставленного на автомобиле, влекут ответственность в виде штрафа. Для снятия блокиратора до истечения 24 часов водитель обязан обратиться к начальнику полицейского участка.

В Великобритании транспортные средства, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, эвакуируются на специальные стоянки частными фирмами, заключившими контракт с подразделениями полиции. Они возвращаются владельцу после уплаты штрафа за нарушение правил стоянки и оплаты буксировки и хранения эвакуированного транспортного средства. Стоимость эвакуации - 105 фунтов стерлингов. За каждый день нахождения транспортного средства на специальной стоянке с владельца взимается 12 фунтов стерлингов.

В Германии решение о задержании неправильно запаркованного транспортного средства принимается в зависимости от оценки опасности конкретного нарушения. В то же время задержанию и эвакуации подлежат транспортные средства водителей-неинвалидов, оставленные на специальной стоянке для транспортных средств инвалидов. Транспортные средства, поставленные на стоянку в зоне действия знака "Стоянка запрещена", эвакуируются в срочном порядке.

Существенно отличается практика работы в рассматриваемой области дорожных служб Рио-де-Жанейро (Бразилия). Последние не взимают штрафов с автовладельцев и не эвакуируют автомобили, но приклеивают на лобовое стекло автомобиля-нарушителя плакат с надписью "Здесь стоянка запрещена!". Суть наказания состоит в том, что используемый клей очень плохо поддается отскабливанию или иному внешнему воздействию.

Что же касается России, то приходится констатировать, что в примечании к ст. 12.19 КоАП РФ установлен прямой запрет на применение ряда принудительных мер, включая эвакуацию транспортных средств. Более того, ст. 12.36 КоАП РФ предусматривает административную ответственность (причем не только должностных лиц, но и граждан) за эвакуацию транспортных средств (а также прицепов и тентов к ним), а это, в свою очередь, приводит к юридическим противоречиям.

О серьезных проблемах, связанных с отсутствием в законодательстве Российской Федерации термина "эвакуация транспортного средства", как представляется, достаточно убедительно свидетельствует значительное количество обращений граждан в судебные органы Российской Федерации с исками о признании недействительными различных положений российского законодательства.

Так, например, в качестве наиболее характерного примера может быть названо заявление гражданина К. о признании недействующими п. п. 13 и 14 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759, поданное в Верховный Суд РФ.

В своем обращении гражданин оспаривал указанные пункты Правил, регламентирующие порядок задержания транспортного средства, основываясь на субъективном толковании термина "эвакуация транспортного средства" и его отождествлении с названной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрев представленные заявителем аргументы, Верховный Суд РФ, счел их несостоятельными и отказал в удовлетворении предъявленных требований.
Ранее вопросы правомерности задержания транспортных средств, помещения их на специализированную стоянку и хранения рассматривались Верховным Судом РФ в Определениях от 25 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1475, от 1 марта 2006 г. N 78-Г06-7, решении от 15 мая 2006 г. N ГКПИ06-240 и др.

Изложенный материал позволяет заключить, что для устранения отмеченных недостатков в российском законодательстве следует предусмотреть меру юридического воздействия - "эвакуация транспортных средств" и дать ее определение .

--------------------------------

В связи с этим в первом приближении можно дать следующее определение эвакуации транспортного средства: перемещение транспортного средства, осуществляемое в целях устранения угрозы безопасности дорожного движения, связанной с нахождением транспортного средства на участке дороги.

Одновременно следует особо отметить недопустимость отождествления данного термина с понятием "задержание транспортного средства", поскольку последнее используется для обозначения действий, составляющих содержание специальной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, реализуемой в связи с фактом правонарушения.

Обобщая рассмотренный отечественный и зарубежный опыт по принудительному перемещению транспортных средств, можно сделать вывод о том, что без продуманной политики организации городской инфраструктуры эвакуация, задержание транспортных средств, иные меры принуждения неспособны решить транспортных проблем. При этом меры государственного принуждения должны быть лишь крайней мерой, а государство должно не только нести всю полноту ответственности, но и строго регламентировать эту сферу, обеспечивая ее законность и прозрачность.