Бесплатная консультация юриста в Москве

Елена Иванова, корреспондент "ЭЖ-Юрист".

Из последних внесенных в Госдуму законопроектов обращают на себя внимание поправки, касающиеся транспортного бизнеса. В частности, изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, подготовленные Законодательным собранием Еврейской автономной области.

Депутаты предлагают установить особую административную ответственность - за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией транспортного средства (для которой требуется специальное разрешение - лицензия) с нарушением основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения. И хотя авторы проекта не объясняют причин подобной инициативы, но полагаем, что прежде всего они заключаются в "эпидемии" ДТП с маршрутками.

При этом в Кодексе должна появиться новая статья с соответствующим наказанием. Так, нарушение лицензиатами ПДД и других технических требований по обеспечению безопасности на дорогах влечет административный штраф: для граждан - от 1500 до 2000, для должностных лиц - от 3000 до 4000 и для юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.

К слову, КоАП РФ может пополниться еще одной новацией. Калининградская областная Дума внесла ужесточающие поправки к ст. ст. 7.3 и 12.33 Кодекса.

Напомним, что первая касается штрафов за пользования недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, которые, по мнению депутатов, весьма недостаточные, а значит, и неэффективные. При этом, считают авторы, несмотря на всю "профилактическую работу" с пользователями недр, количество нарушителей только увеличивается.

В связи с этим калининградские законодатели предлагают ужесточить наказания за соответствующие правонарушения. Например, несознательные граждане понесут материальный урон в сумме от 2000 до 5000 рублей (ныне - от 1500 до 2000), халатные должностные лица - от 20000 до 50000 (от 3000 до 4000), а безответственные юридические лица - от 100000 до 1 млн. рублей (от 30000 до 40000). По мнению авторов законопроекта, он должен "дисциплинировать пользователей недрами" хотя бы потому, что устанавливаемые размеры административных штрафов весьма существенно могут ударить по карману как физических, так и юридических лиц и их топ-менеджеров.

Кроме того, проект предлагает увеличить размер "дорожных" штрафов, установленных другой статьей Кодекса, за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств регулирования движения. Причем в этот "черный список" входит и умышленное создание помех в движении, в том числе, например, загрязнением дороги.

За все эти правонарушения предусмотрены штрафные санкции в таких же размерах, как и за недропользовательские нарушения. При этом депутаты ссылаются и на Гражданский кодекс РФ, одна из норм которого определяет эксплуатацию транспортных средств как вид деятельности, представляющий повышенную опасность для окружающих. Значит, уверены они, в случае аварии автовладелец просто обязан возместить причиненный из-за него ущерб. Хотя бы через административный штраф.