порядок начисления трудовых пенсий для лиц старше 40 лет соответствует Конституции
18 октября 2007 года Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
Этой нормой определен круг лиц, трудовая пенсия которых помимо базовой части складывается из уплачиваемых страхователями (работодателями) страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. Согласно этой норме, выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 1 января 2005 г. стала осуществляться только в отношении лиц 1967 года рождения и моложе.
Поводом к рассмотрению послужили жалобы граждан Константина Катаняна, Лидии Ревенко и Дмитрия Слободянюка.
Всем заявителям перестали производить начисления по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной части пенсии, поскольку они родились ранее 1967 года. Заявители обратились в Пенсионный Фонд России с просьбой разъяснить, возможно ли пополнение их накопительной части трудовой пенсии в добровольном порядке. Пенсионный Фонд ответил им, что действующее законодательство не предусматривает возможности пополнения уже открытых счетов в добровольном порядке. Заявители обратились в суды с исковыми заявлениями о признании незаконными действий должностных лиц ГУ ОПФР, препятствующих пополнять накопительную часть их индивидуальных лицевых счетов, но им было отказано в удовлетворении исковых требований на основании того, что Закон "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации" не предусматривает пополнение накопительной части трудовой пенсии в добровольном порядке лицами 1966 года рождения и старше".
Заявители посчитали, что оспоренная норма нарушает их конституционные права и является дискриминационной.
Закон о трудовых пенсиях предусматривает, что установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц. (п. 3 ст. 6).
Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть страховой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования (ст. 2). Тем самым, с точки зрения заявителей, государство гарантирует гражданам дополнительный источник для повышения размера их пенсии. Однако, как утверждали заявители, с принятием Закона о внесении изменений в Закон о пенсионном страховании, они были лишены такой возможности. Закон фактически разделил граждан на две категории: тех, кто имеет возможность увеличить размер своей пенсии (лица 1967 года рождения и моложе), и тех, кто этой возможности лишен (лица 1966 года рождения и старше). Заявители считали, что их оставили за пределами пенсионной реформы и вынудили довольствоваться прежней распределительной системой либо воспользоваться возможностью добровольного пенсионного страхования. Заявители полагали, что это противоречит конституционному принципу равенства прав и свобод граждан.
Заявители посчитали также, что оспоренная норма противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку оспариваемой нормой право на достойную пенсию граждан, родившихся до 1967 года, были ущемлены.
В оглашенном Постановлении КС РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не случайно ввел разный порядок распределения страховых взносов, направляемых на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий для представителей различных возрастных групп, поскольку их возможности "изначально неодинаковы".
Что касается мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, то система "действующего правового регулирования не препятствует реализации указанными застрахованными лицами своих пенсионных прав, в том числе право передать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, либо получить эти средства и доход от их инвестирования при назначении трудовой пенсии по старости", указал КС РФ.
Вместе с тем суд предписал федеральному законодателю "конкретизировать условия и порядок участия застрахованных лиц - мужчин с 1953 по 1966 и женщин с 1957 по 1966 год рождения в формировании их пенсионных накоплений
Другие новости
Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.
Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч
Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.
Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки. Пр
Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.
Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет
В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы